вторник, 30 декабря 2014 г.

Eeva: ПАЦАНЫ ЧТО ЗА ПИЗДЕЦ, ВОТ ЖЕ ПЕРЕД ВАМИ БЫЛА КЛАССНАЯ ГРУППА, А ВЫ ГОВНАРИ


С ребятами из Ивы я познакомился в мае 2013 года. С тех пор, я бы хотел, чтобы с ними познакомился каждый человек в мире.

На демке вас сравнивали с La Quiete, на семерке Андрей Отшивалов характеризовал вашу музыку как звучание Dischord (кстати, он до сих пор пишет, что вы похожи на дискорд группы). Сейчас же я для себя определяю музыку Ивы – это когда Lungfish встречается с Fugazi (хоть пост-хардкора в музыке Ивы сейчас довольно мало, но и как определить его грань?): вы как-то говорили, что в последнее время на музыку повлияли те же Lungfish, Young Widows и прочие около-инди/нойз-рок группы. Так все же, какие группы влияли на вас в разное время и как все эволюционировало?

Степа: Да мы как-то перестали об этом думать совсем, если только в качестве шутки можем прокомментировать, что ну это уж слишком в духе такой-то группы. Мы не страдаем от переизбытка амбиций, просто у нас есть некая сформировавшаяся, назовём это, эстетика. То есть: как клёво сыграть, а как нет, в нашем понимании. Вы бы видели, как мы музыку придумываем – «а вот давай тут так, у нас такого ещё не было, а здесь так, чтоб не слишком предсказуемо», просто на ощупь делаем, помогает то, что мы за все эти годы привыкли друг к другу. Для меня это процесс накопления опыта и деградации. Деградации в том смысле, что с опытом надо тратить меньше усилий на придумывание музыки.

А про влияние – всякое было, в основном нойз-рок и пост-хардкор разной степени тяжести и разного периода времени, от Lungfish до Young Widows.

Никита: Я считаю, что в итоге Ива всё равно звучит по-своему, влияния не имеют значения. Мы с ребятами разделяем общий грув скорее, чем любовь к каким-то группам. Могу лишь назвать несколько давно любимых мной коллективов, которые слушатели Ивы могут оценить: Shipping News, Charlottefield, Crownhate Ruin.

Сережа: За себя могу с уверенностью сказать, что вот как раз на мои музыкальные предпочтения, да и на ориентиры в смысле исполнения лейбл Dischord практически не повлиял. В принципе, эти предпочтения не сильно-то изменились за последние 4-5 лет, пока парни усиленно изучали каталог дискорда и hoover-related группы, я так же, как и раньше, слушаю и June Paik с Neil Perry, и кучу разного панк-рока разной степени сопливости. Так что тем, кто сравнивает нашу музыку со всякими разными группами, скорее всего, действительно виднее, чем мне.


Песня «Пепел и алмаз» (“Ashes and diamonds”) связана с одноименным фильмом Анджея Вайды. Степа рассказывал, что и песня Riga (точнее ее текст) связана с трилогией Кеслевского «Три цвета». Какие еще алмазы и отсылки можно найти в текстах, кроме текста Rent про то, как Никита лежал в больничном боксе? И как вообще появляются у вас тексты?

Никита: На самом деле песня Rent про соседей в многоэтажных домах, но написана в больничке инфекционной, да :)

Степа: Про трилогию Кеслевского я, скорее всего, говорил просто так, в текстах про неё нет, меня наверно тогда просто заклинило на польское кино, у меня такое иногда бывает. У меня ещё память плохая, я вот как раз в туре Никите, будучи в Познани, рассказывал про польское кино, кажется, и через пару дней очень был разочарован, узнав, что всё это уже рассказывал. В основном это было про «пусть сосед твой умрёт от спида и рака – вот она молитва поляка». У меня был большой период всего этого экзистенциального кино, там много про алкоголь, и чувствуется что-то такое родное.

В текстах мы пытаемся запечатлеть то, о чём мы думаем в данный конкретный момент времени. В основном в тексты выплескивается всё плохое, о том, какая жизнь вокруг собачья, и о том, что если внутрь себя заглянуть, – то сплошь разочарование.

Прошлый тур, как и этот, начинался в Прибалтике, и, как я знаю, вы любите Прибалтику и вообще восточную Европу? Почему? Помню, что вы говорили, что Киев напоминает Варшаву, это значит, что вы полюбили и Киев тоже? Придете ли вы теперь в любимый город?

Степа: Да, в Прибалтике круто, там города нормальной величины и сосновые леса есть, почти как в южном Подмосковье, где я вырос. Сосновые леса это вообще очень важно, самый лучший лес, так и открывает тебе свои объятья. И люди, спокойные, не такие как в Москве. Вся эта беготня по эскалаторам в метро в час ночи, может, конечно, на меня одного это так плохо влияет. С Польшей тоже много хорошего связано, автостопом там ездил, ночевал у польских фермеров по-королевски! И злоту горжку пил на могиле Кеслевского в Варшаве.

Никита: Киев мне нравится больше Варшавы в десятки раз, к слову. Варшава у меня ассоциируется лишь с дегенеративной дорожной системой. Вот Ригу я очень люблю действительно, и люди там хорошие, с иронией. Как сами говорят хроники местные: «Москва наша сердце, Прибалтика – мочевой пузырь».

Сережа: А мне наоборот кажется, что и не чувствуешь себя чужим в этих странах как раз потому, что мрака и там, и тут предостаточно. Это и «роднит» в каком-то таком извращенном смысле. А вот Киев я, если честно, никогда не воспринимал как такой заграничный и чужой город, был много раз еще со школьных лет и посещу еще много раз. Мне почему-то Киев больше даже Москву напоминает (которую я люблю несмотря на все многочисленные минусы), это на уровне каких-то ощущений что ли.

Опишите одним словом каждый из городов тура. Расскажите про наибольшее впечатление от этого тура? Чем он отличается от предыдущих, и планируете ли вы двигаться на восток: Сибирь, например, или вообще куда-то дальше, не знаю даже куда?



Никита: Я могу даже описать несколько городов, в которых мы не играли: Париж – пробки, Бремен – адские пробки. В Гамбурге помню только гигантские заводы в порту ночью, это очень впечатляюще выглядит. Притом, что сам город мы не видели вообще толком. В Голландии буржуйские светофоры, которые сами переключаются, когда подъезжаешь к ним. Бельгия проезжается быстрее, чем дорога до среднеудаленной подмосковной дачи. Вильнюс дико мрачно выглядит и всегда там чуть ли не пиздюлей отгребаем. Женева слишком лакшери для меня: тебе там арабские шейхи дорогу переходят, а наркотики купить проще, чем кебаб ночью. В общем, я фанат немецких городов на самом деле, ну и на океане во Франции было нереально круто.

Степа: Трудно сказать про все города, но про первые пять городов будет одно слово – похмелье. Мы все стали немного взрослее и впечатление от тура какие-то более осознанные – кажется, мы смогли дать людям немного больше, чем просто получасовое 100-децибельное насилие. Подготовка к туру оказалась для меня серьёзным испытанием. Вообще, подобные поездки требуют некоторой доли храбрости – всегда быть готовым к тому, что в любой момент можно облажаться. Заболеть, попасть в аварию, не получить визу, потерять документы, опоздать на концерт, повредить аппарат – что угодно. Я был весь в тревоге, когда забивал тур, особенно когда пришлось переносить почти полностью готовый тур на 2 месяца вперёд. Нужно терпеть и, по возможности, обретать веру в человечество. Особо большую порцию веры посчастливилось получить на заправке около Лиона, когда мы чувствовали себя немного потерянно, от осознания того, что нам предстоят четыре дня без заботы и концертов. Мы хотели купить пива, чтоб было не так грустно, это была уже третья заправка по счёту, двух нам не хватило, чтобы понять, что во Франции пиво на заправках не продают. Припарковавшись возле какой-то крупной машины, мы, не обнаружив пива, увидели панков, возле которых мы собственно припарковались. Поздоровавшись, я поведал им о нашей ситуации, и в шутку сказал, что если у них есть место, то мы готовы сыграть в любой из ближайших четырёх дней. Мы вместе посмеялись, и один из них пошёл говорить по телефону, и вернулся через пять минут с вестью о том, что концерт забит на послезавтра, и что нам следует встать всем вместе, чтобы сфотографироваться для афиши.

Сережа: Расскажу про Вильнюс. Это был наш второй концерт в туре. В XI20 (место, в котором играли) познакомились с Томасом Вербайтесом. Этот человек уже на протяжении 17 лет занимается звуком в XI20, и записывает практически все концерты – по сути, летописец этого места. Мы поинтересовались, жив ли еще «инфошоп» – это анархобиблиотека, в которой мы оставались три года назад, и которая повидала огромное количество групп. На что Вербайтес сказал, что ребята, которые занимались инфошопом, «просто перестали стараться». И это был такой офигенный урок мотивации. Я тогда понял, что тур получится, если просто стараться, делать то, что от тебя зависит. Как это ни банально, мы часто об этом забываем. Убеждаем в первую очередь себя, что не в наших силах что-то сделать или изменить.

Расскажите о концерте в библиотеке. Как получилось все организовать? На концерте были люди «не в теме» – те, кто пришел именно в библиотеку? Есть ли желание/возможность сыграть еще раз в библиотеке (или другом необычном месте)?



«Eeva выступает в библиотеке»

Никита: Концерт в библиотеке на самом деле ничем таким особым не выделялся, и я практически не помню людей «не в теме». Всё таки, это уже такая полухипстерская полубиблиотека. Вот сыграть бы в библиотеке Политеха или Ленинской действительно было бы событием. Тут больше название на самом деле.

Сережа: Я подумал «теперь или никогда» и пригласил маму, решил, что концерт в библиотеке – самое то для ознакомления. Она сказала, что понравилась Synopsis. А вообще этот концерт – это как приодеться в пуловер и брючки, сбрить щетину и пойти знакомиться с родителями девушки. Клево, но для меня не на каждый день. Я все же предпочитаю щетину.

Расскажите про студию, где записывались, и которую можно увидеть в клипе Ipsum. Как прошел концерт презентации альбома?



«Видео из студии»

Степа: Студия называется Ypsilon, её создатель – Вася, мы знаем его давно, он, помимо последнего альбома, ещё принимал участие в записи семёрки. Он большой энтузиаст и человек смелых идей, он нас каждый раз подталкивает вверх, заставляет поднимать планку. Нельзя сказать, что он звукоинженер в классическом понимании, скорее он экспериментатор с богатым воображением. Он не из тех, кто сидит на студии и клепает запись одну за другой, музыка для него не рутина.

Презентация хорошо прошла, помню, Никита так рвался играть, и правда ведь хорошо сыграл, а то я всё боялся, что у нас запал пропадёт с тура. Правда, я меньше всех насладился мероприятием, почти всё время стоял на входе, это, кстати, действительно первый концерт, который я полностью сам организовал. Я рад, что помимо всего прочего удалось воплотить давнюю идею – собрать деньги приюту для животных.

Расскажите самую нелепую историю в туре. Что навсегда останется в памяти и о чем можно будет когда-нибудь рассказать внукам?

Никита: В общем, мы приехали в Женеву в два часа ночи, в сквоте все спали уже, то есть ни поесть, ни потусить. Мы со Степой, Шуриком (басист Ивы) и Ксюшей (девушка Никиты) взяли бутылку Соплицы и пошли посмотреть город, и купить что-нибудь поесть. Естественно там уже ни одного человека на улице не было, ни один магазин не работал, только в паре баров на верандах сидели какие-то президенты мира в сопровождении дам явно из вип-эскорта. В итоге мы пошли в самый злачный квартал, со шлюхами и барыгами, и там нашли единственную кебабную. Но не то чтобы она работала: рядом на улице курил турок в форме, и когда мы спросили его, реально ли взять кебаб, он ответил что-то типа «Псссс, тихо-тихо-тихо, вон видите, там копы стоят? Нам запрещено продавать кебабы до утра, но я могу организовать, говорите: сколько вам надо, я пойду, а вы стойте здесь и делайте вид, что просто ошиваетесь».

Там реально на углу стояли копы и патрулировали весь этот сброд. Мы встали у стенки, пытаясь слиться с ней и контингентом района, и через минут десять в такой же манере чувак вышел из кебабной с пакетиком и передал нам ТОВАР. К слову, кебаб там чертовых 8 евро стоит, и он был хорош. Но, честное слово, там походу даже оружие и дурь проще купить, тем более, что процесс мало чем будет отличаться.

В Берлине мы играли с очень угарной группой. Группа из Израиля, которые типа поехали в Европу искать славы: такие лощеные челы, с вокалисткой и барабанщиком по никельбэк. Они раздавали флаеры на улицах несколько дней, в фб себя промоутили. Мы туда приехали в часов семь, там эти ребята, они первые играют, а мы после них. При том, надо учесть, что место – это феминистский анархосквот. Сначала они чекались 2 часа. Все песни свои на чеке сыграли и ушли.

И потом время уже 12 ночи и они не начинают играть, ждут, когда народ придет. Мол, 20 триллионов на них должно прийти. Ну, в общем, они начали в час, пришло человек 100, и бля, я никогда не был на таком концерте вообще. Эта группа из разряда тех, кто кричит в зал типа: ГДЕ ВАШИ РУКИ ВООООУ! А Ю ХЕВИН ФАН ТУНАЙТ?

И я думаю «бля вот сейчас смехота то будет», но хуй там. Видимо ввиду наличия в помещении неебического наркотического облака, от которого пассивно можно было накуриться сильнее, чем на съемках клипа Снуп Дога, все люди дико радовались им, слушали эти блядские песни про тунайты и мечты, и они еще на бис песни 3 сыграли. А играли они, как U2 – часа полтора. Короче, это было ОЧЕНЬ странно.

Ну и потом мы пошли играть, кое-как расставились на абсолютно дурацкой сцене, настроились и думаем «щаааа будь здоров захуярим, покажем рок». И хер там – нас слушало человек 8 наверное. И как только мы начали играть, звукарь начал орать на нас, что отстроены мы как говно, что гитары очень громко. И после каждой песни он возмущался типа: «ПАЦАНЫ ЧТО ЗА ПИЗДЕЦ, ВОТ ЖЕ ПЕРЕД ВАМИ БЫЛА КЛАССНАЯ ГРУППА, А ВЫ ГОВНАРИ».

В итоге мы сделали гитары еще в два раза громче, чувак назвал Степу dickhead и мы просто сыграли адовую кашу. До драки правда не дошло, но было близко. И, по-моему, нас в конце только 2 чувака дослушало, но им понравилось.

А еще мы с Шуриком в Вильюнсе получили мини пизды от чувака в тонированной тачке, когда пошли в макавто без тачки. Он просто выбежал на нас яро какой-то обдолбанный, прописал нам по разу и мы смылись. Он притом на чистом русском на нас орал! Ну и потом самая частая ситуация в туре – это, когда в любой момент к тебе подходит чувак и говорит «О, клево сыграли, мне понравилось, вы из России? Может, хочешь травки?».

Особенно в Гамбурге угарно было. Я вышел на крылечко покурить и чувак стоит, говорит мне: «Слушай, я тут с собакой гулял и зашел так поценить музло, клево играете... Не хочешь дунуть?».

А еще была история: мы ехали весь день из Франции в Нидерланды. Ночью ехали по Бельгии уже (а она блин за полтора часа проезжается), чуваки пили вино и мы просто угарали. Началось с того, что мы заехали в макдак в каком-то маленьком городке и очень долго с Шуриком ждали гамбургер, и Шурик начал представлять, как кассир сейчас будет орать: ЖЕНЬ! ЖЕНЯЯ! ЖЕНЯ! ДВА ЧИЗА! ЖЕНЯ!

И после этого на любой остановке Шурик просто выходил из тачки и орал ЖЕЕЕЕЕНЬ, ЖЕЕЕНЯЯЯЯ. В том числе и когда мы приехали в сквот в Нидерландах: выходят чуваки (там живет наш знакомый с девушкой и вообще русские вписываются порой), Шурик вылезает из тачки, опять орет про Женю. Выходит чувак и здоровается: «Привет, Евгений» – я чуть не обоссался на месте. Чувак этот, Женя, был из Беларуси, который то ли играет в Багне, то ли тусит с ними.

На ютьюбе есть видео из тура Мурманск-Питер 2010 года, но самих концертов там нет, только хроника из плацкартов и вписок. Вы постоянно ведете видео-дневник во время поездок? Возникало желание сделать фильм про тур или что-то в этом роде?



«Мурманск-Питер тур. Апрель 2010»

Степа: Классное видео, не знаю, как так получилось, Никита гениально всё смонтировал, там ещё трек играет, который мы специально записывали для этого. Я недавно видел Даню из Violence for Hurley, он мне в таких красках всё описывал, как на том концерте в Мурманске все рубились и столы ломали, жаль, что это не удалось запечатлеть. Хорошо хоть что-нибудь есть, вот от последней поездки у нас так вообще только с десяток полароидных фоток, катастрофическая ошибка, о которой я ещё много раз буду жалеть.

Интервью: Сережа Рафальский, Юрий Бондарчук

Фото: Ксюша Павлова